Методическое руководство
для психологов сектора образования
по реализации программы
превенции суицида
Методическое руководство по реализации программы превенции суицидов предназначено для школ и колледжей. Материалы данного руководства направлены на повышение компетентности персонала школ и колледжей и повышения эффективности их работы по профилактике суицидального поведения и улучшения психического здоровья подростков на уровне образовательных учреждений. Предлагаемые материалы по повышению осведомленности детей и выявлению проблем психического здоровья и риска суицидального поведения углубят содержание профилактической работы, а раздаточные информационные буклеты, плакаты, брошюры станут опорой для реализации полученных знаний на практике. Инструкции, размещенные в пособии, раскрывают механизмы сотрудничества и перенаправления для оказания специализированной помощи несовершеннолетним с риском суицидального поведения и проблемами психического здоровья.
Пособие предназначено для педагогов-психологов, но также может быть использовано социальными педагогами, классными руководителями, заместителями директора по воспитательной работе и другими педагогическими работниками.
Подготовлено Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в партнерстве с РГП на ПХВ «Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в рамках Совместного приказа МЗСР РК, МОН РК и МВД РК.
СОДЕРЖАНИЕ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ... 3
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ/ОПЕКУНОВ ПОДРОСТКОВ О ПРОГРАММЕ.. 4
1.1 Инструкция по проведению родительского собрания. 4
РАЗДЕЛ 2. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ШКОЛ / КОЛЛЕДЖЕЙ.. 8
2.1 Инструкция по обучению персонала. 8
2.2 Материалы по проведению обучения персонала школ и колледжей. 10
РАЗДЕЛ 3. ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ.. 10
3.1 Инструкция по использованию плакатов и брошюр для подростков. 10
РАЗДЕЛ 4. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.. 16
4.1 Инструкция по проведению опроса для выявления учащихся группы психологического сопровождения 16
4.2 Инструкция по проведению интервью и перенаправлению учащихся группы контроля. 20
4.3 Полуструктурированное интервью.. 21
Психические расстройства широко распространены среди молодых людей и считается, что они составляют примерно одну треть глобального бремени болезней в этой возрастной группе. Даже если и существуют эффективные методы лечения, только 25%-30% молодых людей, которые нуждаются в лечении психического здоровья, действительно получают его.
В 2004 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подтвердила, что «школы являются одним из самых важных мест для укрепления здоровья и проведения профилактических мероприятий для молодых людей». Школа – это место, где подростки проводят большую часть своего бодрствования вне дома, это особая обстановка, где происходит развитие личных навыков и прививается здоровый образ жизни, также школа представляет собой знакомый контекст, в котором идет речь о серьезных проблемах. В этом смысле, школы представляют собой наилучшее место для раннего выявления подростков с риском суицидального поведения.
Было показано, что информационные программы на базе школ эффективны в предотвращении попыток самоубийства среди подростков. Поэтому программа по превенции суицида будет направлена на повышение грамотности подростков и педагогов в отношении психического здоровья и формирование у учащихся навыков обращения за помощью в случае кризисных ситуаций.
Программа превенции суицида ориентирована на учащихся 7-11 классов, а так же несовершеннолетних студентов колледжей и направлена на улучшение психического здоровья подростков и профилактику саморазрушающего поведения посредством проведения 3 различных мер:
1. Повышение осведомленности учащихся: серия из трех семинаров, проводимых в классе обученными психологами школ/колледжей и нацеленных на повышение уровня осведомленности учащихся о психическом здоровье, на развитие их навыков решения проблем и на поощрение поиска психологической поддержки, когда в этом возникает необходимость. Три семинара будут проведены, следуя стандартной презентации. Каждый ученик получит также брошюру, резюмирующую содержание семинаров, включая информацию о том, как получить помощь. Такая же информация будет представлена посредством шести плакатов. Психологи могут скачать презентации на сайте https://bilimfoundation.org
2. Обучение персонала школы и колледжей «Стражник Судьбы»: семинары для персонала школ/колледжей, нацеленные на обучение как распознавать учеников, находящихся в сложном положении, требующих психологической помощи, и как предоставить им необходимую поддержку, чтобы убедить их обратиться за помощью.
3. Выявление учеников «группы психологического сопровождения и группы контроля» в отношении суицидального поведения: программа, предназначенная для раннего выявления учащихся, находящихся в состоянии психологического стресса и группе повышенного контроля суицидального поведения посредством использования опросника, который заполняется подростками.
На основе результатов опросника, ученикам группы психологического сопровождения и/или с другими психологическими проблемами будет предложено пройти интервью (полуструктуированное интервью) с психологом школы/колледжа. Если в результате этого интервью выяснится, что учащийся относится к «группе неотложного реагирования или группе высокого контроля» и нуждается в дополнительной помощи, то психолог приглашает на дополнительное интервью (см. Протокол ведения интервью) подростка вместе с родителем, информируя и убеждая родителей в необходимости обращения к специалисту.
Успешные результаты программы превенции суицида зависят от построения эффективного сотрудничества с системой здравоохранения и другими службами в сообществе, для того чтобы подготовить ресурсы для перенаправления, оценки и лечения в случаях, когда это необходимо.
Последовательность реализации этапов программы:
Встреча с родителями организуется за 10-14 дней до начала внедрения программы и нацелена на повышение их информированности, ответственного родительского участия в профилактике саморазрушающего поведения подростков. Рекомендуемая длительность встречи – не менее 1 часа с учетом демонстрации презентации, ознакомления с программой, обсуждения.
Родительское собрание проводится психологом, прошедшим тренинг по данной программе и координатором программы. На родительском собрании используется презентация «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних».
Родители информируются заранее, для того чтобы они могли организовать своё время и проявить активное участие в работе и осмыслении представленной информации. Время и день проведения встречи должны выбираться с учетом удобства для родителей и участие максимального количества людей, исходя из количества детей в классе.
Лучше использовать несколько вариантов приглашений для родителей: приглашение по телефону, по электронной почте, извещением, доводится до сведения родителей через подростков (запись в дневнике, устное приглашение и другие). В пригласительных необходимо указать время, длительность собрания и тему встречи. Необходимо убедиться в том, что информация доведена до родителей через обратную связь, убедиться в их участие.
Перед проведением собрания проверьте оборудование для презентации, уделите внимание слышимости и акустике: важно, чтобы каждый родитель услышал информацию о программе.
Перед началом демонстрации слайдов психолог/координатор фонда представляется, сообщает актуальность темы и цель встречи. Затем информирует родителей о программе, о приказах в области реализации программы в данном регионе (Совместном приказе «О поэтапном внедрении проекта по превенции суицидов среди несовершеннолетних в Республике Казахстан» министерств образования и науки РК от 02.03.2015 года № 95, здравоохранения и социального развития 27.02.2015 года № 102, внутренних дел РК от 11.03.2015 года № 201, Письмо МОН РК о программе и вопроснике № 3906-4-1077-Д/12-3 от 17.08.2015 года и т.д., демонстрирует слайдовую презентацию с данными документами, рассказывает об этапах программы в данной школе, дает возможность родителям задать вопросы и отвечает на них. Во второй части встречи раскрывает теоретические аспекты суицида. В ходе трансляции делает акценты на безопасности и важности участия каждого ребенка во всех компонентах программы.
Также рассказывается о мультимодальном (многокомпонентном) подходе, соблюдении конфиденциальности в отношении каждого участника, роли педагогов, психологических и медицинских служб. Важно, чтобы в ходе презентации психолог/координатор фонда убеждались в понимании информации родителями путем уточняющих вопросов: Есть ли вопросы? Всё ли понятно по процедуре и содержанию программы?
В ходе ответов на вопросы рекомендуется уважительно отнестись к имеющимся точкам зрения и опыту родителей, корректно направлять рассуждения в нужное русло, ссылаясь на международный опыт, факты и результаты исследований, проводимых в Казахстане.
Собрание завершается в позитивном настрое, оставляются контактные телефоны, адрес электронной почты ответственного за реализацию программы (демонстрации на экране). При необходимости родители приглашаются на индивидуальные встречи.
Используются:
1) Слайдовая презентация «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних».
Стражники судьбы – это любые люди, кто в состоянии определить у человека суицидальные намерения. В число Стражников Судьбы входят учителя и другие сотрудники школ; работники служб первичной, психиатрической и экстренной медицинской помощи; лидеры местных сообществ; работники полиции, пожарные и представители других служб экстренного реагирования; офицеры вооруженных сил; социальные работники; духовные и религиозные лидеры; работники кадровых служб и менеджеры.
Лица, подверженные риску суицида, редко обращаются за помощью. Тем не менее, они могут демонстрировать наличие факторов риска и поведение, указывающее на уязвимость, которые могут быть определены стражниками судьбы. Поэтому необходимой частью реализации программы превенции суицида является обучение стражников судьбы.
Организационный этап
Обучение «Стражников судьбы» организуется психологом/координатором фонда до начала внедрения программы не менее чем за 2 недели. Рекомендуемая длительность встречи – около часа с учетом демонстрации презентации и обсуждения. Группы комплектуются с учетом общего количества педагогов в образовательном учреждении.
Для проведения встречи психологом/координатором фонда используется презентация «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних». Материалы презентации заранее изучаются. Психолог/координатор фонда должен быть готов ответить на все вопросы, возникающие в ходе обсуждения, по всем компонентам программы. Поэтому необходимо заранее углубить знания по всем темам, предложенным в данном методическом руководстве.
Педагоги приглашаются на встречу заранее, для того чтобы они могли организовать своё время и проявить активное участие в работе и осмыслении представленной информации. Время, день и место (кабинет, классная комната, зал) проведения встречи должны выбираться по согласованию с администрацией. При этом учитывается двусменность работы школы, длительность перерыва между ними для продуктивного завершения работы.
Обстановка в выбранном для встречи кабинете или зале должна способствовать построению деловой беседы, атмосфере доверия и комфортности: столы и стулья расставлены для удобного ведения беседы и трансляции презентации. Перед проведением встречи проверьте оборудование для презентации, уделите внимание слышимости и акустике: важно, чтобы каждый участник слышал и понимал передаваемую информацию. На столах разместите листовки для персонала школ на каждого присутствующего.
Обучение стражников судьбы
На 1-ой части встрече «Роль школ и колледжей в превенции суицида» перед началом демонстрации слайдов психолог/координатор фонда приветствует всех присутствующих, при необходимости представляется, знакомит с регламентом работы, сообщает актуальность темы и цель встречи. Затем информирует участников о программе, о приказах в области реализации программы в данном регионе (Совместном приказе «О поэтапном внедрении проекта по превенции суицидов среди несовершеннолетних в Республике Казахстан» министерств образования и науки РК от 02.03.2015 года № 95, здравоохранения и социального развития 27.02.2015 года № 102, внутренних дел РК от 11.03.2015 года № 201, письмо МОН РК о реализации программы и опросника №3906-4-1077-Д/12-3 от 17.08.2015 и т.д.), демонстрирует слайдовую презентацию с данными документами, рассказывает об этапах и сроках реализации программы в данной школе, определяет место и время проведения занятий с учащимися, родителями и педагогами. Знакомит с основными этапами и особенностями проведения занятий (конфиденциальность, раздаточные материалы и т.д.). Дает возможность задать вопросы и отвечает на них. Затем психолог/координатор фонда знакомит аудиторию с понятием «Стражник Судьбы» и ролью педагогов в профилактике суицида. В ходе трансляции делает акценты на безопасности и важности участия каждого ребенка во всех компонентах программы, мотивации учеников к участию в программе, конфиденциальности полученных в ходе опроса данных, внимательности к учащимся и оказания им необходимой поддержки, а также роли родителей в реализации программы и в целом в профилактике суицида.
В ходе второй части «Масштабы проблемы и факторы риска суицида» раскрывает масштабы проблемы и теоретические аспекты суицида и осуществляется переход непосредственно к роли персонала школ/колледжей как Стражников судьбы суицида, раскрываются возможности персонала по выявлению учеников, подверженных риску и оказанию им помощи. Особое внимание уделяется поиску и обнаружению предупреждающих знаков, способам выявления и распознавания риска, через прямые и косвенные подсказки.
Важно, чтобы в ходе презентации психолог/координатор фонда убеждался в понимании аудиторией информации путем уточняющих вопросов: Есть ли вопросы? Всё ли понятно по процедуре и содержанию программы? Согласны ли вы с предлагаемой информацией?
В ходе ответов на вопросы рекомендуется побуждать участников к рассуждению, чтобы они самостоятельно подходили к выводам. Необходимо уважительно отнестись к имеющимся точкам зрения и опыту педагогов, корректно направлять рассуждения в нужное русло, ссылаясь на международный опыт, факты и результаты исследований, проводимых в Казахстане. Если в школе возникали факты или попытки суицида, то можно привести статистические данные или конкретные примеры (без указания имен и фамилий), которые приблизят к пониманию важности решения проблемы.
Третья часть «Роль учителя в оказании помощи детям группы психологического сопровождения». Особое внимание уделяется технологии задавания вопросов и перенаправлению в службы оказания помощи.
Важно предложить практические приемы формулировки вопросов, а также рассмотреть примеры, характеризующие суицидальные признаки поведения несовершеннолетних. В беседе делаются акценты на проявлении заботы и внимания со стороны взрослых, необходимости создания комфортной жизнеутверждающей среды в учреждении, формируется помогающая, а не обвиняющая позиция у персонала, как стражников судьбы.
Встреча завершается в позитивном мотивирующем настрое, еще раз актуализируется необходимость проводимой работы и личная заинтересованность каждого работника. Участники обучения получают контактные телефоны, адреса электронной почты ответственных за реализацию программы демонстрации на экране.
Используются:
1) Слайдовая презентация «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних»
До начала первой лекции на стенах классной комнаты развешиваются шесть плакатов в следующем порядке:
1. Что такое психическое здоровье
2. Советы по самопомощи
3. Стресс и кризис
4. Депрессия и суицидальные мысли
5. Как помочь другу, если у друга проблемы
6. К кому обратиться за советом и помощью
Плакаты должны быть развешаны на стене каждого класса, где будут проводиться три занятия.
Также рекомендуется разместить плакаты в школе в местах со свободным доступом, на высоте доступной для чтения подростками и обеспечивающей возможность индивидуального просмотра, а также в местах с максимальной проходимостью учащихся (раздевалки в спортивном зале, вестибюли, холлы, уголки здоровья, информационные стенды и т.д.).
Брошюра «Повлияй на своё настроение и улучши его» выдается каждому подростку в начале первой лекции. Предпочтительно разложить их на столах, прежде чем начнется занятие, для того чтобы не терять времени на раздачу и разрешить подросткам полистать брошюру.
Брошюра и плакаты содержат соответствующую возрасту информацию, описывающую темы занятия, и информацию о том, где искать помощь в случае необходимости, таким образом, выступая в качестве ссылок для участников.
Психолог должен хорошо ориентироваться в содержании брошюры, знать на каких страницах содержится конкретная обсуждаемая тема.
Психолог заранее готовит контактную информацию для брошюры и плаката №6. Информация должна содержать следующее информацию о:
Психолог должен помочь ученикам внести информацию о контактах в их брошюры. Психолог может также распечатать такой список контактов для всех подростков, чтобы они могли его вклеить в свои брошюры.
Информация с указанием контактов заранее печатается на бумаге и закрепляется на плакате № 6 «К кому обратиться за советом и помощью». Одним из вариантов размещения информации на плакате №6 может быть «кармашек» с визитками, с контактной информацией о специалистах и службах помощи. Доступность информации может повысить обращаемость подростков за помощью. Подготовленный специалист школы должен периодически проверять и пополнять «кармашек» визитками.
В конце первого занятия психолог представит список контактов, объяснит, как эти организации, специалисты/службы могут помочь преодолеть некоторые трудные ситуации, рассмотренные в ходе программы. Психолог просит подростков обратиться к последним страницам брошюры и внести контактную информацию организации, специалистов и служб помощи.
На втором и третьем занятии психолог напоминает ученикам про список контактов, который они записали в брошюру, и что они смогут получить помощь, даже если эти проблемы возникнут у них или у их друзей в будущем.
Программа повышения осведомленности базируется на мультимодальном (многокомпонентный) подходе, не только обеспечивая теоретические знания о психическом здоровье, но и активно привлекая учеников с помощью интерактивных лекций.
Содержание лекций построено на базе шести основных тем:
Мероприятия по повышению осведомленности проводятся посредством двух лекций с обсуждениями и третьей, заключительной лекции. Подростки будут учиться у психолога и друг у друга посредством сочетания когнитивного и эмоционального/эмпирического обучения.
Три лекции проводятся подготовленным психологом школы/колледжа в классной комнате. Продолжительность лекций – 45-60 минут, в течение 3 недель (1 занятие в неделю). Рекомендуется, чтобы на каждом занятии участвовало не более 30 подростков. Конечно, классы не стоит разбивать только потому, что есть еще несколько подростков.
До начала занятия психолог расставляет стулья таким образом, чтобы все подростки могли беспрепятственно видеть проецируемые изображения, друг друга и психолога (по возможности расположить стулья по кругу). В начале лекции проводится знакомство, психолог представляется и кратко объясняет цели встречи. В классе создается доброжелательная доверительная атмосфера, лекция проводится в форме диалога, а не в виде школьного урока.
Для обучения подростков используются материалы, которые включают:
Пожалуйста обратите внимание, что плакаты, которые получит Ваша школа / колледж имеют клеящуюся основу. Если Вы не планируете, что эти плакаты будут висеть в учебной комнате все время (например, следующее занятие с учениками будет в другой классной комнате), тогда Вы можете не снимать пленку с плакатов, чтобы иметь возможность перевесить их в другое место.
Занятия по программе проводятся в форме лекции с применением стандартной слайд-презентации (Power Point). При помощи повторяющейся передачи информации будет увеличена вероятность того, что ученики запомнят, по крайней мере, некоторые моменты лекций.
Психологи представляют данный компонент как программу укрепления здоровья и благополучия подростков. Программа включает в себя три лекции. Учащиеся будут приглашены, чтобы поговорить о стрессе, запугивании и притеснениях, депрессии, сложных ситуациях в школе, с друзьями или в семье. Цель обучения заключается в том, чтобы найти способ разрешения ситуаций, с которыми сталкиваются сами подростки, или в случае, если эти ситуации влияют на кого-то, кого они знают.
Лекции должны быть интерактивными и побуждать учащихся быть их активными участниками. Для обеспечения конфиденциальности и создания атмосферы доверия никто из учителей или других членов школьного персонала НЕ ДОПУСКАЕТСЯ к участию в занятиях. Однако они должны быть проинформированы о содержании проводимых лекций, поскольку могут обсудить со своими учениками то, что было сказано или сделано в ходе занятий.
Психологи не должны использовать письменные конспекты, выступая перед подростками, так как занятия должны иметь открытый и интерактивный стиль, позволяя и побуждая подростков задавать вопросы и участвовать в обсуждении. Даже если лекции будут проводиться четко в соответствии со стандартной презентацией (в Power Point), преподаватели должны знать, что в разных классах участники будут поднимать разные темы и будут задавать разные вопросы. Психологам придется отвечать на вопросы, которые они не ожидают. Им следует уделить время, чтобы рассмотреть все эти вопросы, независимо от того, насколько трудными они могут быть.
При проведении лекций психолог использует понятный для подростков язык, дает ответы на все вопросы, которые могут возникнуть, и поддерживает обратную связь с учащимися.
Психолог должен обращать пристальное внимание на климат в классе, одинаково относиться к каждому и призывать подростков соблюдать правила поведения и уважительного отношения. Психолог побуждает учеников участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение и говорить свободно. При этом они могут не поднимать руку, но должны проявлять уважение и не перебивать, когда говорит кто-то другой. Психолог должен рассматривать все вопросы и проблемы тщательно и осторожно, поскольку у некоторых из подростков, возможно, есть личная история психических расстройств или эмоциональных проблем; есть много заблуждений и стереотипов о психических расстройствах и болезнях, и подростки, так же, как и взрослые, не привыкли обсуждать такие вопросы. Кроме того, некоторые из них возможно уже испытывают эмоциональные и поведенческие проблемы и заинтересованы в том, чтобы помочь себе и другим.
Психолог помогает исследовать стереотипы и мифы, которые окружают психические расстройства, а также суицидальное поведение и обсуждает их в ходе всей программы повышения осведомленности. Проблема с мифами заключается не только в том, что они не верны, но они мешают многим принимать меры для помощи тем, у кого есть проблемы психического здоровья и/или мысли о суициде.
Психолог передаёт идею о том, что говорить о психическом здоровье естественно, и что также естественно говорить о разных проблемах, в том числе о психических расстройствах и заболеваниях. Психолог подчеркивает важность разговора друг с другом, стремления к диалогу с разными людьми, чтобы получить совет и несколько точек зрения о своих проблемах от многих, а не только от одного человека. При изучении этих мнений, психологу рекомендуется принимать и выслушивать любое мнение (без использования формулировки «Вы не правы»), содействовать формулировке более правильных мыслей и решений, направляя обсуждение учащихся в конструктивное русло.
Знания и навыки, связанные с психическим здоровьем должны быть переданы также с приведением конкретных примеров и связывать передаваемую информацию с контекстом и обстановкой, с которыми они знакомы. Кроме того, психолог должен делать заметки о примерах, которые наиболее активно обсуждались, вопросах и стереотипах, возникших в ходе лекций у определенной группы подростков, для того чтобы использовать эти примеры в заключительной лекции.
Советы для психологов:
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
В начале первой лекции (слайды № 1-19), каждый ученик получит брошюру, а на стенах классной комнаты развешиваются шесть плакатов. Плакаты будут развешаны на стене каждого класса, где будет проводиться программа, и останутся там в течение всей продолжительности занятий. Также рекомендуется разместить плакаты в школе в местах со свободным доступом, обеспечивающим возможность индивидуального просмотра к изучению материалов, а также в местах с максимальной проходимостью учащихся, и где они могут их изучать свободно (раздевалки в спортивном зале, вестибюли, холлы, уголки здоровья, информационные стенды и т.д.).
В классе создается доброжелательная доверительная атмосфера, лекция проводится в форме диалога, а не в виде доклада. Стулья должны быть расставлены таким образом, чтобы все подростки могли беспрепятственно видеть проецируемые изображения, друг друга и психолога (по возможности расположить стулья по кругу).
В начале лекции проводится знакомство, психолог представляется и кратко объясняет цели встречи.
Во время первой лекции будут изучаться две темы:
Следуя стандартной слайд-презентации (в Power Point), психолог проводит обсуждение того, что такое психическое здоровье, а также объяснит влияние нездорового и здорового образа жизни на психические расстройства и здоровье в целом. Психолог должен описать взаимодействия между телом, умом и социальной средой. Объяснить, что эмоциональное и физическое состояние человека зависит не только от социального окружения, но и того, как он с ним взаимодействует. Психолог должен подчеркнуть, что мы сами управляем нашим собственным телом и эмоциями, включая все наши отношения.
Обсуждаются стратегии самопомощи для развития у подростков навыков управления своими эмоциями и повышения их осведомленности о вариантах выбора жизненной стратегии. Внимание должно быть направлено на то, что подростки могут сделать, чтобы чувствовать себя лучше и преодолеть трудные ситуации.
Психолог обсуждает следующие мифы (ложные представления) и стереотипы, окружающие психическое здоровье:
Общие мифы о психическом здоровье:
В конце лекции ученикам предлагается прочитать плакаты и брошюры перед следующим занятием и принести брошюру с собой на следующие два занятия
ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ
Класс должен быть рассажен в том же порядке, что и на предыдущем занятии (по возможности расположить стулья по кругу). На второй вводной лекции будут рассмотрены следующие четыре темы:
Перед началом лекции психолог возвращается к содержанию первой лекции и дает возможность задать дополнительные вопросы относительно предыдущих изученных тем.
В классе должна быть установлена теплая и доброжелательная атмосфера.
Психолог ведет лекцию по стандартной презентации (в Power Point, слайды №№ 20-38), изучая ситуации, которые могут вызвать стресс и кризис в их возрасте, и то, как наше тело реагирует на стресс.
Психолог проводит обсуждение различий между грустью и депрессией, как иногда депрессия может сопровождаться суицидальными мыслями, передает информацию о том, как люди могут справиться с депрессией. Уточняет, что если люди думают о смерти или самоубийстве, им следует обратиться за профессиональной помощью специалиста как можно скорее.
В ходе этой лекции психологу важно определить мнение подростков о существующих стереотипах и мифах (вымыслах) в отношении суицида, это можно выяснить через вопросы и ответы учащихся. Психологу следует открыто обсуждать их понятия и представления о жизни и смерти.
Общие мифы/вымыслы о стрессе, депрессии и самоубийстве:
В ходе обсуждения психолог должен давать советы о том, как распознать, что ваш друг нуждается в помощи, обращая внимание, как на вербальные, так и на невербальные сигналы. Психолог подчеркивает, что помощь другу выражается не в решении его проблемы и советах, как ему лучше поступить, а в умении выслушать и поддержать. Если у друга имеются серьезные проблемы, молчание не поможет. Иногда, чтобы действительно помочь другу, нужно рассказать взрослому о проблемах.
Наконец, психолог представит список контактов, объясняя, как эти специалисты/службы могут помочь преодолеть некоторые из трудных ситуаций, рассмотренных в ходе программы. Лекция должна быть закончена в позитивном ключе, с упором на тот факт, что получение помощи возможно.
ТРЕТЬЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ
Заключительная лекция является последней, выступающей в качестве закрытия программы повышения осведомленности подростков, поэтому психолог не должен вводить и обсуждать новые темы в ходе неё.
Психолог подводит краткие итоги, следуя той же стандартной презентации (в Power Point), которая использовалась во время первых двух лекций.
Эта лекция должна проходить в формате управляемой дискуссии, и основана на примерах, вопросах и темах, которые обсуждались в ходе предыдущих занятий с определенной группой подростков. Заключительная лекция отличается от первой, поскольку подростки узнали больше об этих темах. Это, скорее всего, повлияет на их собственные идеи, мнения и готовность говорить на эту тему. Психолог вовлекает их в участие в обсуждении, подчеркивая, как ситуации могут по-разному повлиять на людей, и что проблемы можно разрешить различными способами.
В завершении психолог акцентирует их внимание к последним страницам брошюры с контактными данными и номерами телефонов служб психологической поддержки, организаций и специалистов, чтобы они знали, где и как они могут найти помощь. Брошюра может быть использована в качестве будущего ресурса, который может быть сохранен и прочитан снова в более позднее время, если возникнет необходимость. Кроме того, предлагается обсудить содержание брошюры с родителями и другими значимыми для подростка лицами.
Заключительная лекция также используется для содействия улучшению климата в классе, позволяет получить положительную обратную связь от сверстников, вовлечь подростков в обсуждение вопросов друг с другом в конструктивном ключе и даже помочь друг другу. Лекция заканчивается позитивным и обнадеживающим образом, чтобы подростки были оптимистически настроены в отношении будущего.
Обратите внимание!
Опрос проводится в онлайн режиме на платформе АИС Zhastar (www.zhastar.org). Ниже приведена инструкция по проведению опроса на бумажном носителе или в онлайн режиме.
С помощью опросника и последующего интервью будут выявляться учащиеся группы неотложного реагирования и группы высокого контроля, которые нуждаются в оказании срочной помощи в отношении суицидального риска или проблем психического здоровья. Для выявления таких подростков будет использоваться стандартизированная процедура с конкретными пороговыми величинами. Ученики, у которых будут диагностированы отклонения в пороговых значениях, пройдут полуструктурированное интервью у школьного психолога с целью исключения ложноположительных результатов. Для учащихся, которые по результатам интервью войдут в группу неотложного реагирования и группу высокого контроля в отношении суицида и/или проблем психического здоровья, будет проведена вторая встреча вместе с родителями и даны рекомендации к посещению медицинского работника, прошедшего специальное обучение (медработники первичной медико-санитарной помощи или служб психического здоровья).
Условия для проведения опроса.
Опросник предполагает высокую степень доверия к психологу, поэтому перед опросом необходимо создать комфортную, благоприятную атмосферу. По возможности, лучше, если опрос будет проводить тот психолог, которого подростки уже знают и с которым налажены межличностные коммуникативные связи.
Для проведения бумажного опроса выбирается кабинет с удобными столами и стульями. Если есть возможность, подростки рассаживаются по одному за партой (столом) для исключения списывания и обеспечения достоверности получаемых сведений. Во время проведения опроса каждый учащийся обеспечивается чистой анкетой опросника, в который уже внесен идентификационный код учащегося. Психолог дает четкую понятную инструкцию по его заполнению.
Для проведения онлайн опроса (на сайте https://www.zhastar.org) выбирается компьютерный кабинет. Если есть возможность, подростки рассаживаются по одному за партой (столом) для исключения списывания и обеспечения достоверности получаемых сведений. Психолог каждому учащемуся открывает доступ к опроснику с помощью заранее сгенерированного идентификационного кода и класса обучения. Психолог дает четкую понятную инструкцию по его заполнению.
Психолог должен попросить учащихся перед каждым ответом внимательно прочитать каждый вопрос, не пропустив ни одного из них. Психолог обращает внимание учащихся, что, если есть сомнения, они могут попросить психолога подойти и дать разъяснения.
Психолог должен подчеркнуть, что данный опрос не является тестом и не будет влиять на их оценки. Важно попросить, чтобы ни один вопрос и подвопрос не остался без ответа.
Перед началом опроса психолог информирует учащихся о цели и процедуре опроса, рассказывает о соблюдении конфиденциальности результатов и подчеркнет добровольность их участия и право на прекращение участия до начала или в процессе опроса.
Вариант представления программы подросткам: «Ваша школа участвует в программе охраны физического и психического здоровья. В качестве участников программы, вас попросят заполнить краткую анкету о вашей жизни и о том, как вы себя чувствуете. После анкеты, некоторых из вас могут попросить прийти на короткое собеседование с психологом. Ваша частная жизнь будет непри косновенна. Учителя и даже родители не будут иметь доступа к вашим ответам. Однако, для вашей безопасности, если мы поймем, что что-то в вашей жизни может являться действительно серьезной проблемой для вас или может потребовать дополнительной помощи, мы попросим вас поделиться этой информацией с вашими родителями или с другим взрослым, которому вы доверяете. Программа никоим образом не повлияет на ваши отметки или ваши успехи в школе».
В ходе опроса психолог должен отслеживать состояние участников опроса, их работоспособность. В случае наблюдаемого дискомфорта, уточняются его причины, обеспечивается поддержка и разъясняются непонятные вопросы.
Кроме того, у психолога хранится список кодов, для обеспечения доступа к личным данным при экстренной необходимости.
Результаты бумажного опроса обрабатываются и вносятся в сводные таблицы.
Результаты онлайн опросника автоматически сохраняются на платформе АИС «Zhastar».
С учащимися, которые после прохождения опросника определились в «группу психологического сопровождения или группу контроля», психолог проводит полуструктурированное интервью для исключения ложноположительных результатов. Если в интервью подтверждается подозрение на принадлежность учащегося к «группе неотложного реагирования и группе высокого контроля», такой подросток направляется на консультацию к врачу по месту жительства или специалисту службы психического здоровья (смотрите подраздел 4.2. Инструкция по проведению интервью и перенаправлению учеников группы психологического сопровождения).
Для достижения лучшего результата обеспечивается наблюдение за данной группой учащихся и включение их в дополнительные профилактические мероприятия.
Информирование учащихся
Перед проведением опроса психологом в обязательном порядке осуществляется информирование учащихся в доступной для понимания подростков форме, в ходе которого психолог рассказывает учащимся о цели и процедуре опроса, о соблюдении конфиденциальности результатов и добровольности их участия, прочитывается предварительная инструкция.
Конфиденциальность
Ученики должны быть обязательно проинформированы о программе и заверены в строгой конфиденциальности данных, которые будут получены от них в рамках программы. Конфиденциальность гарантируется, чтобы снизить их предубеждение и негативные стереотипы (стигму). Ученикам необходимо объяснить, что заполненный ими опросник не будет показан ни родителям/родственникам/опекунам, ни учителям, ни руководству школы.
По положению о Конфиденциальности главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать, а информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
Согласно Этическому кодексу психологов Республики Казахстан психолог несет ответственность за последствия проводимой им работы; за распространение психологической информации, знание которой может привести к снижению эффективности работы психолога. Разглашение информации без согласия человека возможно только в случаях, обязывающих законом или разрешенных законом для достижения важных целей.
Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами, она должна быть предоставлена в форме, исключающей определение (идентификацию) личности клиента экспертами. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.
Также на основании приказа МОН РК «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» от 13.07. 2009 г. № 338 в обязанность педагога-психолога входит: хранить профессиональную тайну; не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб учащимся или его окружению, а также тех случаях, когда испытуемым были даны гарантии анонимности результатов исследования.
Идентификационный код учащегося
Для того, чтобы система автоматически сгенерирвала идентификационный код учащегося необходимо войти на сайт https://bilimfoundation.org через аккаунт психолога, кликнуть на кнопку «Добавить ученика» и вбить в появившемся поле ИИН учащегося и пол, либо кликнуть на кнопку «Добавить несколько учеников» и загрузить ИИН списком, в соответствии с видеоинструкцией. Личные данные ученика, кроме ИИН и пола на сайт не загружаются, в целях обеспечения конфиденциальности.
Заранее необходимо приготовить список учащихся, которые будут участвовать в опросе, с их ИИН.
ОБРАЗЕЦ СПИСКА
№ п/п |
ФИО |
ИИН учащегося |
Класс |
Идентификационный код |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов опроса – выявление учащихся, находящихся в «группе предварительного психологического сопровождения и группе контроля»
При анализе вопросников:
- за 8 класс и 1-2 курс колледжа психолог оценивает следующие показатели группы психологического сопровождения: депрессию, тревога, стресс, глобальное функционирование (эмоциональные симптомы, проблемы поведения, гиперактивность, проблемы со сверстниками), просоциальное поведение.
- за 7,9,10,11 классы группы психологического сопровождения: уязвимости по шкале благополучия (УШБ) в сочетании с уязвимостью суицидальности (УС), уязвимостью конфликта с законом (УКЗ), уязвимостью виктимности (УВ), т.е. УШБ+УС, УШБ+УКЗ, УШБ+УВ) Опросники должны проверяться на предмет превышения результатов учащихся по любому из нижеследующих пороговых значений.
После проверки появится группа психологического сопровождения.
Группой психологического сопровождения называется группа подростков, которые превысили пороговые значения шкал опросника за 8 класс/1-2 курс колледжа или сочетания шкал за 7,9,10,11 классы. После выявления подростков группы психологического сопровождения психологи должны пригласить их на полуструктированное интервью.
Сочетание высоких значений по 2 и более шкалам значений показывает следующие возможные комбинации для выделения незамедлительного реагирования:
• Сочетание неблагополучия и виктимности
• Сочетание неблагополучия и суицидальности
• Сочетание неблагополучия и риска конфликта с законом
• Сочетание рисков виктимности и суицидальности
• Сочетание рисков суицидальности и конфликта с законом
• Сочетание рисков виктимности и конфликта с законом
Если по результатам опроса система выявляет наличие любого сочетания, указанных выше, то незамедлительно открываются дополнительные 9 вопросов, которые будут подтверждать выявленные риски.
В случае подтверждения рисков учащиеся будут в системе как ГПС.
В случае не подтверждения рисков учащиеся будут в системе как ГК.
При статусе ГПС требуется проведения полуструктурированного интервью, предложенного в системе и дальнейшее сопровождение.
При статусе ГК, где выявлено неблагополучие и/или риск конфликта с законом требуется проведение 2-х консультаций в течение учебного года.
При статусе ГК, где выявлены риск виктимности и/или риск суицидальности требуется проведение полуструктурированного интервью, предложенного в системе и дальнейшее сопровождение.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ И РИСКОВ по группе контроля
Шкалы |
Описание шкалы. Уровень нормы |
Уязвимость |
Общая шкала благополучия |
Интегральное системное состояние подростка, сложная взаимосвязь физических, психологических, культурных, социальных и духовных факторов и отражение восприятия и оценки подростком своей самореализации с точки зрения потенциальных возможностей Включает в себя и присутствует в большинстве: показатели благополучной идентичности, адекватной самооценки, эмоционально-поведенческое благополучие, достаточную компетентность, соответствующую возрасту автономию как результат и как источник деятельности, целеполагание, осознание целей, спокойствие, полноценность, сбалансированный уровень субъективного контроля, принятие моральный норм, признаки социальной адаптации в семье через взаимосвязь с родителями и поддержку от них, социальную и бытовую продуктивность, признаки социальной адаптации в группе сверстников через их поддержку и принятие, наличие друзей, отношение к школе как к ресурсу развития, достаточную активность и участие в социальных сетях, Позитивное отношение к себе и другим. Хорошая сопротивляемость социальной уязвимости. |
Наличие более половины признаков (см. критические значения = средние значения +среднеквадратичесое отклонение) Размытое Я, Низкая самооценка, Эмоционально-поведенческие проявления неблагополучия, Низкая компетентность, Зависимость как результат и как источник, Неосознаваемые и не актуализированные цели Тревожность Неполноценность Уровень субъективного контроля с тенденцией переноса ответственности на других, Отрицание моральных норм, протест, Признаки дезадаптации в семье (разобщенность, запутанность с родителями, отсутствие поддержки, гиперпротекция и гиперопека, социальная и бытовая беспомощность), со сверстниками (отвержение, отсутствие друзей), в школе, излишняя вовлеченность в социальные сети или отсутствие доступа Негативное отношение к себе и другим, Проявление уязвимости
|
Шкала суицидального риска |
Нормальное значение показывает отсутствие суицидального риска |
Высокие значения по шкале показывают потенциальную личностную и социальную предрасположенность подростка к протестному реагированию в форме суициального риска. При нормальной социальной адаптации уязвимость компенсируется. При возникновении кризисной ситуации возможно нарастание уязвимости |
Шкала виктимного риска |
Нормальное значение показывает отсутствие признаков виктимизации личности подростка и отсутствие социальной виктимной ситуации |
Высокие значения по шкале показывают потенциальную личностную и социальную предрасположенность к виктимности. При нормальной социальной ситуации (отсутствие насилия в социальной среде), уязвимость компенсируется. При возникновении ситуации насилия возрастает уязвимость подростка |
Шкала риска конфликта с законом (девиантности) |
Нормальное значение показывает отсутствие признаков девиантного поведения и риска конфликта с законом у подростка |
Высокие значения по шкале показывают потенциальную личностную и социальную предрасположенность конфликту с законом и девиантному поведению. При нормальной социальной ситуации (наличие благополучной социальной среды, возможностей самореализации), уязвимость компенсируется. При возникновении ситуации неблагополучной социальной среды, возрастает уязвимость подростка |
Примечание.
Если подростки проходят онлайн опросник, результаты будут автоматически показаны в личном кабинете психолога, на платформе АИС «Zhastar»
После проведения анализа опросника с учениками, превысившими пороговые значения, необходимо связаться, чтобы назначить встречу для проведения интервью с подростком. Цель интервью заключается в том, чтобы исключить ложные результаты и при необходимости перенаправить учащихся «группы неотложного реагирования и группы высокого контроля» к медработнику.
Полуструктурированное интервью должно проводиться в школе подготовленным психологом школы/колледжа. Психолог должен провести оценку результатов незамедлительно после интервью и обсудить полученные данные с учащимся в это же время.
В случае, если результаты оценки подростка укажут на наличие риска суицидального поведения и проблем психического здоровья, подростку будет рекомендовано посетить медработника (ПМСП или служб психического здоровья). Школьный психолог (при необходимости подключить классного руководителя и руководство школы) должен проинформировать родителей/опекунов ученика, для этого делается вторая встреча подростком вместе с родителями (см. Протокол ведения интервью), выявленного как «группа неотложного реагирования и группа высокого контроля» по результатам интервью, о наличии у подростка трудностей и убедить обратиться к медработнику (ПМСП или служб психического здоровья). Должна быть предоставлена вся необходимая поддержка, чтобы родители и подросток связались со специалистами служб здравоохранения, которые определены как кураторы школы по данной программе.
Психолог школы/колледжа должен периодически проверять, как проходит перенаправление, чтобы обеспечить соблюдение родителями/подростком рекомендации о посещении медработника.
В начале интервью кратко представьтесь и опишите характер собеседования:
«Наша школа участвует в программе укрепления физического и психического здоровья. Ваш (твой) класс участвовал в заполнении анкеты, и в течение последующих нескольких недель с Вашим (твоим) классом будут проведены три занятия. Я задам Вам (тебе) несколько уточняющих вопросов, возможно, некоторые из них могут показаться странными, но постарайтесь (постарайся) ответить на них максимально честно».
Установите границы конфиденциальности:
«Наш разговор будет вестись только между нами. Учителя и даже родители не будут знать, о чем мы говорили с вами (тобой). Тем не менее, если во время этого собеседования выяснится, что что-то в вашей (твоей) жизни может быть реально опасным для вас (тебя) и необходима дополнительная помощь, я попрошу вас (тебя) поделиться этой информацией с вашими (твоими) родителями».
Нижеизложенные вопросы интервью могут быть сформулированы по-разному психологом, который проводит интервью (поэтому интервью называется полуструктуированное). Однако задача интервью получить полную необходимую информацию для определения пороговых значений по каждой теме интервью.
Если после интервью подтверждается, что подросток входит в «группу неотложного реагирования или группу высокого контроля», то на следующее интервью он приглашается вместе с родителям. В случае если по результатам интервью подросток входит в «группу контроля», то необходимо мониторить состояние подростка в течении года посредством 3 консультаций или тренинга подростков входящих в «группу контроля» (1 прием/тренинг должен состояться не позднее 2 месяцев после полуструктурированного интервью). В случае, если подросток превысил одно из перечисленных ниже пороговых значений, ему рекомендуют проконсультироваться с медицинским работником (специалистом ПМСП или служб психического здоровья).
Необходимо провести интервью в полном объеме, даже если в начале или середине интервью получено достаточно информации для того, чтобы направить учащегося на консультацию к медицинскому работнику.
Если будет выявлена серьезная угроза помимо нижеперечисленных тематических областей, по-прежнему следует сделать рекомендацию. Причину для этого следует записать отдельно. После интервью по каждому подростку, который прошел интервью заполняется протокол ведения интервью. Протокол добавляется на сайт в личный кабинет психолога.
Тревожность
Вопросы:
Пороговые значения:
Стресс
Вопросы:
Пороговые значения:
Депрессия
Вопросы:
Пороговые значения:
Суицидальные намерения
Варианты вопросов:
Примечание: психолог формулирует вопрос мягко, исходя из задачи помочь ребенку высказаться, если есть такая необходимость, и определить пороговое значение.
Пороговые значения:
Попытки самоубийства
Вопросы:
Пороговое значение:
Будущее суицидальное поведение
Какова вероятность того, что Вы когда-нибудь попытаетесь совершить самоубийство?
Пороговые значения:
Лечение
Показания:
После интервью выявленные учащиеся по категориям: наличие суицидального плана и суицидальных попыток в течение двух недель входят в группу – неотложные случаи. С этими подростками нужно срочно назначить встречу вместе с родителями и перенаправить к прикрепленным врачам /специальный врач, психиатр/.
Нуждающиеся в экстренной помощи. Неотложные случаи
Ученики будут считаться нуждающимися в экстренной помощи, если после полуструктурированного интервью они дадут ответы «иногда», «часто», «очень часто» или «постоянно» на вопрос «За последние две недели, доходили ли Вы до такого состояния, когда серьезно обдумывали вопрос прекращения своей жизни или, может быть, планировали, как это сделать?» и/или, если они отвечают «Да» на вопрос «Пытались ли Вы прекратить свою жизнь за последние 2 недели?»
Специальная процедура должна проводиться для оценки состояния и оказания немедленной помощи учащимся, нуждающимся в экстренной помощи. Такие учащиеся «Группы неотложного реагирования и группы высокого контроля» в отношении суицида должны немедленно пройти интервью (полуструктурированное) вместе с родителями и перенаправлены в службы здравоохранения (к специально прикрепленному врачу или психиатру). Эти учащиеся должны продолжать участвовать в программе по повышению осведомленности подростков.
В случае, если у несовершеннолетнего хотя бы по одной из шкал опросника показатели превышают пороговое значение, проводится полуструктурированное интервью. При подтверждении риска подросток приглашается вместе с родителями на вторую встречу и направляется к врачу общей практики (на уровне первичной медико-санитарной помощи - ПМСП). Так как по результатам интервью выявляются несовершеннолетние «группы неотложного реагирования и группы высокого контроля», задача психолога незамедлительно связаться с врачом ПМСП и проинформировать о перенаправленном подростке, рассказать о результатах опроса и интервью. Необходимо убедиться, что родители и подросток посетили врача, и узнать о результате визита у врача. Если не удалось связаться с врачом, психолог может выйти на связь с курирующим школу психиатром и другими ответственными за программу лицами.
Очень важно, чтобы психолог и врач ПМСП создали рабочие отношения, которые позволят им работать в команде по наблюдению и оказанию помощи подростку «группы неотложного реагирования и группы высокого контроля» в отношении суицидального поведения и проблем психического здоровья.
Подтвержденные подростки с суицидальными мыслями, намерениями, суицидальными попытками когда-либо или в течение года и депрессией входят в группу «неотложного реагирования и высокого контроля». Они приглашаются вместе с родителями на вторую встречу и направляется к врачу общей практики (на уровне первичной медико-санитарной помощи - ПМСП). Очень важно чтобы подростки прошли осмотр и у психиатра.
Подростки, которые входят в «группу неотложного реагирования и группу высокого контроля» приглашаются вместе с родителями на вторую встречу, далее направляются к врачу общей практики (на уровне первичной медико-санитарной помощи – ПМСП). Врач общей практики решает есть ли необходимость вмешательства психиатра.
ПАМЯТКА.
Переход учащегося из группы неотложного реагирования и группы высокого контроля в другую школу (колледж).
В случае перехода учащегося из группы неотложного реагирования и группы высокого контроля в другую школу (колледж), психолог обязан подготовить письменное заключение с указанием следующих параметров:
- короткая история подростка;
- наличие факторов риска, факторов защиты;
- результаты психокоррекционных мероприятий;
- наличие контакта или его отсутствие с родителями (опекуном) подростка;
- информация о консультировании подростка специалистами здравоохранения и их рекомендации;
- выводы и рекомендации психолога.
Заключение подписывается психологом образовательного учреждения и передается с соблюдением конфиденциальности психологу учреждения, в которое перевелся подросток из группы неотложного реагирования и группы высокого контроля.
Преемственность и непрерывность позволит снизить риски в период адаптации в новом образовательном учреждении и продолжить социально-психологическую поддержку подростка из группы неотложного реагирования и группы высокого контроля.
Работа с трудными детьми и родителями.
Если по результатам опроса и полуструктурированного интервью подросток «группы неотложного реагирования и группы высокого контроля» не согласится на информирование родителей, необходимо провести следующие шаги:
- установить доверительный контакт с подростком;
- четко определить конфликтные зоны (мишени) психокоррекционной работы с подростком;
- разработать график индивидуальных занятий с подростком;
- провести дополнительную работу с «Стражниками Судьбы»;
- провести ряд тренингов в классе, где обучается подросток «группы неотложного реагирования и группы высокого контроля»;
- на индивидуальных сессиях ненавязчиво продолжать выяснять причины нежелания подростка информировать родителей и аргументировать о необходимости информирования родителей;
- в случаях категорического отказа – непрерывное социально-психологическое сопровождение подростка мультидисциплинарной командой (психолог, социальный педагог, классный руководитель и т.д.).
В случае отказа родителей получить консультацию врача общей практики, необходимо провести следующие мероприятия:
- установить доверительный контакт с родителями и выяснить причины отказа;
- предоставить информацию об альтернативных службах медицинской помощи, например, молодежный центр здоровья, центр поддержки семьи и т.д.;
- провести психообразовательное занятие по разъяснению важности консультации врачом общей практики (ВОП), при необходимости предложить сопроводить их до врача;
- продолжить наблюдение за подростком в течении года с периодичностью раз в неделю.
В отношении семей, где имеет место насилие, злоупотребление психоактивными веществами и ненадлежащее выполнение родительских функций, к решению вопроса необходимо привлечь классного руководителя, социального педагога, директора школы, школьного инспектора.